История группы Часть 1
7 июля 1968 года, спустя восемь месяцев после ухода Джеффа Бека, окончательно распалась группа The Yardbirds. Джимми Пейдж, у которого остались как права на название коллектива, так и концертные обязательства, начал при поддержке менеджера Питера Гранта, до этого также работавшего с Yardbirds, подбирать новый состав музыкантов. Первым приглашённым стал Джон Пол Джонс,
бас-гитарист, клавишник и аранжировщик, к тому времени уже имевший
богатый опыт студийного сотрудничества со многими известными
исполнителями (включая The Yardbirds). Он прочёл статью в журнале Disc и по совету жены тут же позвонил Пейджу.
Первый кандидат на роль вокалиста, Терри Рид (как выяснилось, уже связанный контрактом с менеджером Микки Мо́стом), порекомендовал Пейджу обратить внимание на Роберта Планта, бирмингемского вокалиста, известного по участию в группах Band of Joy и Obs-Tweedle. Побывав на концерте последних в Уолсолле, Грант и Пейдж немедленно направили певцу приглашение присоединиться к новому составу и получили от него согласие. Гитариста особенно потрясло на этом концерте исполнение Плантом «Somebody to Love», песни Jefferson Airplane. «От
этих первобытных завываний мне стало жутковато. Это был тот самый
голос, который я искал. Он пел уже несколько лет и при этом оставался
практически неизвестен. Как такое могло случиться, до сих пор понять не
могу», — вспоминал он.
Пейдж пригласил Планта на борт собственного небольшого катера, и на просторах Темзы музыканты рассказали друг другу каждый о своих пристрастиях. Выяснилось, что Плант глубоко знает американский кантри-блюз (его любимыми исполнителями были Скип Джеймс, Букка Уайт, Мемфис Минни) и мифологию «Властелина колец» (отсюда и Obs-Tweedle — название группы). На Пейджа это произвело впечатление. Он сыграл на гитаре «Babe I’m Gonna Leave You», песню из репертуара Джоан Баэз, и рассказал, что хотел бы в этой вещи выявить светлые и тёмные стороны — предельно контрастно, в совершенно новом контексте
После этого дома у Пейджа они в течение некоторого времени изучали
музыкальные пристрастия друг друга, прослушивая любимые записи
В числе кандидатов на оставшееся вакантное место Пейджем рассматривались сессионные музыканты Клем Каттини (Clem Cattini) и Эйнсли Данбар (Aynsley Dunbar), Би Джей Уилсон из Procol Harum, Джинджер Бэйкер из Cream, а также некто Пол Фрэнсис (англ. Paul Francis). По рекомендации Роберта Планта в список кандидатов был включён ударник из Реддича Джон Бонэм. В июле 1968 года Пейдж и Грант, под впечатлением выступления Бонэма в составе группы Тима Роуза на концерте в Хэмпстеде,
предложили тому войти в состав новой группы. Ударник, считая The
Yardbirds «группой из прошлого, не имеющей будущего», поначалу
отреагировал скептически; кроме того, у него уже имелись заманчивые
предложения от Джо Кокера и Криса Фарлоу.
Планту пришлось отправить 8 телеграмм в уолсоллский паб «Three Men in a
Boat», где Бонэм был завсегдатаем; 40 телеграмм туда же отправил и
Грант. В конечном итоге барабанщик принял предложение, решив, что музыка
новой группы намного интереснее всего, что исполняли в то время Кокер и
Фарлоу.
Свою первую репетицию квартет провел в небольшой комнатке квартиры,
располагавшейся под музыкальным магазином на Джерард-стрит в Сохо. Пейдж предложил для начала сыграть «Train Kept A-Rollin'», рокабилли-трек из репертуара Yardbirds, популяризированный Джонни Бёрнеттом. «Едва только заиграл Джон Бонэм, как мы поняли: грядёт нечто выдающееся. С ним мы немедленно сомкнулись в единое целое», — вспоминал Джон Пол Джонс.
The New Yardbirds
Через три недели после этой самой первой репетиции 7 сентября 1968 года квартет под названием The New Yardbirds дал свой первый концерт в копенгагенском
клубе Gladsaxe Teen. Питер Грант подписался на 8-концертный
скандинавский тур ещё до того, как The Yardbirds распались, и теперь он и
Джимми Пейдж решили, вместо того, чтобы отменять выступления,
использовать их в тренировочных целях. Тем не менее, гитарист
впоследствии признавался, что очень нервничал: «Мы действительно
находились в смятении, за спиной имея лишь около 15 часов совместных
репетиций», — говорил он.
По возвращении квартет сыграл в студии с Пи Джей Проби:
это был последний студийный день работы над его альбомом. «Я просто
попросил их сыграть что-нибудь, пока не придумаю текст. Тогда они не
были еще Led Zeppelin. Они назывались The New Yardbirds и собирались
стать моей группой», — вспоминал Проби. Действительно, в альбоме последнего Three Week Hero (1969) есть попурри
«Jim’s Blues/George Wallace Is Rollin' In This Mornin'», где ему
аккомпанируют все участники Led Zeppelin, включая Планта на губной
гармошке.
Уже через 12 дней после завершения скандинавского тура квартет в
лондонской Olympic Studios приступил к записи дебютного альбома.
Led Zeppelin
Принято считать, что ударник The Who Кит Мун является невольным автором названия группы: именно он предположил, что они провалятся с таким составом как «свинцовый (цеппелин)» (англ. Lead Zeppelin)), после чего Пейдж сменил название на Led Zeppelin.
Букву «а» в слове Lead опустили по предложению Питера Гранта: чтобы (как он заявил) «тупые американцы» (англ. thick Americans) не произносили название группы «Лид Зеппелин». Однако позже Джон Энтвисл,
басист The Who, утверждал, что эта история — не более, чем легенда:
идея в действительности принадлежала ему, причём так (Led Zeppelin) он
собирался назвать свой собственный сольный проект, о чём рассказал Ричарду Коулу, гастрольному менеджеру (сначала The Who, потом Yardbirds), который, в свою очередь, передал это Пейджу.
Сам Пейдж на вопрос Дэйва Шулпса из Trouser Press
о том, кто же из двоих всё-таки предложил название, отвечал: «Мун, вне
всяких сомнений, что бы ни говорил по этому поводу Энтвистл… Более того,
я совершенно убеждён в том, что Ричард Коул испросил у <Муна>
разрешение на использование названия. Просто Энтвистл был расстроен тем,
что те, первые Led Zeppelin так и не взлетели».
Контракт с Atlantic
15 октября 1968 года Led Zeppelin дали свой первый концерт в Университете графства Саррей, в Гилфорде, получив за это выступление 150 фунтов стерлингов.
В организацию первого британского турне группы Пейдж вложил собственные
сбережения (весьма скромные), заработанные в Yardbirds, а обслуживающий
персонал, как вспоминал Плант, состоял из одного человека. Концерт группы в лондонском клубе «The Roundhouse» 9 ноября стал праздничным: он был приурочен к свадьбе Роберта Планта.
В ноябре 1968 года в Нью-Йорке, Питер Грант выбил у Atlantic Records гигантский аванс в $200,000: подобных сумм от записывающих компаний никогда прежде только что образовавшиеся группы не получали. Atlantic отдавал до тех пор предпочтение блюз- и джаз-року, а также исполнителям музыки соул, но в конце 1960-х годов его руководство заинтересовалось британскими группами прогрессивного рока. Распространено мнение, что с Led Zeppelin компания заключила контракт заочно, всего лишь по рекомендации Дасти Спрингфилд. Однако, Джимми Пейдж утверждал, что Atlantic давно мечтали переманить к себе.
Первое американское турне
Питер Грант решил, что группе необходимо выступить в Америке. Он
воспользовался тем, что Jeff Beck Group отменили тур в поддержку Vanilla Fudge
(группы, также записывавшейся на Atlantic Records), позвонил
организаторам концертов и предложил им взамен новую группу, а
заручившись согласием, поручил Ричарду Коулу провести это мини-турне. 23 декабря Коул встретил группу в Лос-Анджелесе,
разместил музыкантов в гостиничном номере «Шато-Мормон» на Сансет-Стрип
и тут же организовал концерты в нескольких популярных клубах, в
частности, «Whiskey A Go Go». 26 декабря Led Zeppelin официально дебютировали на американской сцене в Денвере, штат Колорадо, куда их пригласил промоутер Барри Фей, сыграв с Vanilla Fudge, Taj Mahal и Support. На местную прессу это выступление впечатления не произвело; негативной была и реакция журнала Rolling Stone.
Группа вылетела в Калифорнию и здесь произвела фурор концертами в сан-францисском зале Filmore Auditorium, где, выступив в первом отделении, затмила признанных звезд, Taj Mahal и Country Joe and the Fish. На заключительном концерте тура в зале Filmore East 31 января Iron Butterfly даже отказались после Led Zeppelin выходить на сцену.
Пейдж вспоминал, как «…со сцены чувствовал, что с публикой происходит
что-то необыкновенное… Словно в зале прежде был вакуум, и мы явились,
чтобы его заполнить».
1969—1980
Работа над дебютным альбомом началась осенью 1968 года в лондонской Olympic Studios,
когда группа называлась ещё The New Yardbirds. Для Планта это был
первый опыт работы в профессиональной студии звукозаписи. «Звук был
необычайно тяжёлым и мощным… Мой голос тогда оставлял желать лучшего, но
наш энтузиазм в сочетании с отлично звучащей гитарой Джимми… это было
просто убойно»[14], — вспоминал вокалист.
Из репертуара The Yardbirds в альбом были включены две композиции: «Dazed and Confused» и «How Many More Times»; «Babe I’m Gonna Leave You»
(в аранжировке, заимствованной у Джоан Баэз) предложил Роберт Плант.
Пейдж говорил впоследствии, что намеренно составил дебютный альбом из
материала, хорошо обыгранного в ходе скандинавских гастролей. В песенные аранжировки были включены некоторые студийные импровизации, но масштабы их было сознательно решено свести к минимуму.
Альбом, названный просто Led Zeppelin, вышел в 17 января 1969 года в США и 28 марта в Великобритании.
В отличие от The Beatles или The Rolling Stones, Led Zeppelin не имели студийного ментора (вроде Джорджа Мартина или Джимми Миллера).
Музыкальным мозгом группы стал Джимми Пейдж, у которого накопилось
множество новых идей ещё со времён Yardbirds. «Там мне позволялось много
импровизировать на сцене, и я начал постепенно создавать 'дневник новых
идей', который затем использовал в Zeppelin. Но помимо старых идей
возникла новая: на основе акустических звуковых полотен создать
звучание, в котором соединились бы блюз, хард-рок и акустика — с мощными
рефренами, все это венчающими. Музыка, в которой было бы множество
цветов и оттенков», —
позже вспоминал он. Пейдж, постоянно экспериментировавший со звуком,
проявил себя как продюсер-новатор, самостоятельно выстроив уникальное
звучание Led Zeppelin, создав и воплотив в жизнь новые студийные эффекты
(в частности, «опережающее эхо»).
Утяжелённый блюз-рок (который уже играли до этого The Yardbirds, Cream, The Jimi Hendrix Experience), получил в этих экспериментах качественно новое развитие: Led Zeppelin I был признан впоследствии поворотным пунктом в развитии хард-рока и хэви метал[37].
Успешное американское турне сделало своё дело: заказы на дебютный
альбом Led Zeppelin составили около 50 тысяч экземпляров. Записанный за
30 часов и обошедшийся группе (по свидетельству менеджера Питера Гранта)
в 1750 фунтов, Led Zeppelin I к 1975 году собрал 7 миллионов долларов. Альбом поднялся до #10 в Billboard 200 и до #6 в UK Albums Chart, став впоследствии мультиплатиновым.
Дебютный альбом группы был в целом благоприятно встречен критикой, но некоторые издания, в частности, еженедельник Rolling Stone,
обвинили группу в излишне свободном обращением с классикой блюза
(граничившим с плагиатом), что положило начало многолетней негласной
войне Led Zeppelin с прессой, усугублявшейся агрессивной тактикой Питера
Гранта. Тем не менее, к моменту начала работы над вторым альбомом и
прежде благоволившее к Led Zeppelin руководство Atlantic Records, по
словам Пейджа, от группы «окончательно впало в экстаз».
Led Zeppelin II
Завершив в феврале европейский тур, Led Zeppelin 21 марта дали единственный концерт для британского телевидения, исполнив «Communication Breakdown» в программе BBC2 How Late It Is. Два дня спустя квартет записался на радио в программе Джона Пила Top Gear.
После короткого отдыха в апреле группа отправилась во второе
американское турне. Если первая поездка оказалась убыточной, то вторая
принесла группе (после подсчёта всех расходов) прибыль в сумме 150 тысяч
долларов.
По возвращении группу 27 июня пригласили выступить на BBC 1 в лондонском зале Playhouse Theatre для телепрограммы In Concert. Сыграв на фестивале блюза и прогрессивного рока в Бате, Led Zeppelin дали успешный концерт в лондонском Ройал Алберт-холле,
после которого отношение к ним на родине впервые резко переменилось к
лучшему. Пробыв июнь дома, группа 5 июля начала третьи американские
гастроли выступлением на поп-фестивале в Атланте, Джорджия.
Всего за 1969 год Led Zeppelin провели 4 американских и 4 британских
концертных турне (из 139 концертов лишь 33 были проведены в Британии), из крупных мероприятий (в силу объективных причин) пропустив лишь Вудсток.
17 октября, открыв четвёртый американский тур, квартет стал первой
рок-группой в истории, приглашённой выступить в нью-йоркском Карнеги-холле.
Повсеместно не только на зрителей, но и на музыкальных критиков
произвела впечатление свобода творчества, царившая на сцене. Ни одно из
выступлений группы не походило на другое, композиции постоянно
видоизменялись в ходе импровизаций.
При этом концерты группы в США практически не рекламировались;
информация о группе распространялась, как писал позже К. Кроу, «не через
печатные издания, а через разговоры на задних сиденьях автомобилей, по
телефону или по радио».
Альбом Led Zeppelin II
записывался в нескольких американских студиях — по мере продвижения
группы по стране. Испытывая острый недостаток оригинального материала,
квартет как минимум три трека («Whole Lotta Love», «The Lemon Song», «Bring It On Home») выстроил на основе блюзовых стандартов, входивших в его тогдашний концертный репертуар.
Между тем, именно во втором альбоме Роберт Плант впервые заявил о себе как интересный автор текстов («What Is and What Should Never Be», «Thank You»). Здесь же появились первые указания («Ramble On») на интерес Пейджа и Планта к мистицизму вообще и творчеству Толкина в частности. Спонтанно созданный, импровизированный альбом вышел 22 октября
1969 года и уже на следующий день (только по числу почтовых заявок)
разошёлся полумиллионным тиражом, став золотым. Спустя три недели он
оказался в на 2-м месте в списках Billboard 200, а затем вышел на вершину (оттеснив битловский Abbey Road) где оставался 7 недель; альбом возглавил также британские списки. Led Zeppelin II до сих пор присутствует в сотне лучших рок-пластинок «Биллборда» и является в США одним из трёх самых продаваемых альбомов всех времён.
Вопреки желанию участников группы, считавших свои альбомы «неделимыми», Atlantic Records выпустили сорокапяткой укороченную (до 3:10) «радиоверсию» «Whole Lotta Love», поднявшуюся до #4 в США. Питер Грант и участники Led Zeppelin впоследствии не раз заявляли, что этот сингл официальным релизом не считают. С «Whole Lotta Love» был связан и другой скандал: она являлась обработкой старой песни Вилли Диксона, имя которого в связи с авторством нигде упомянуто не было. Компания Chess Records 15 лет спустя подала на группу в суд и выиграла дело.
Led Zeppelin III
1970 год Led Zeppelin открыли британскими гастролями, в ходе которых дали концерт в лондонском Ройал Алберт-холле,
знаменательный ещё и тем, что именно здесь Пейдж познакомился с
французской моделью Шарлоттой Мартен, с которой имел долгий и бурный
роман. В феврале Роберт Плант по пути на концерт группы Spirit попал в
автомобильную катастрофу, но успел поправиться к началу европейских
гастролей. Первый же концерт в Копенгагене 28 февраля 1970 года ознаменовался курьёзным инцидентом, когда Ева фон Цеппелин, дальняя родственница создателя первого дирижабля фон Цеппелина, пригрозила через суд отнять у группы право на название.
Чтобы не искушать судьбу, Led Zeppelin выступили в Дании под названием
The Nobs, обыграв таким образом имя своего европейского промоутера Клода
Ноба (Claude Nobs).
В апреле 1970 года Led Zeppelin начали пятое американское турне, в ходе которого заработали (по подсчётам Daily Mirror) 800 тысяч долларов. Программу пришлось сократить (вместо 29 концертов был проведён 21), чтобы успеть на фестиваль в Бате (англ. Bath Festival of Blues and Progressive Music), где группа выступила вместе с Jefferson Airplane, Frank Zappa and the Mothers of Invention, The Byrds, Santana и другими известными исполнителями.
После практически непрерывных гастролей, длившихся 2,5 года, Led
Zeppelin решили взять отпуск: Плант предложил Пейджу отправиться с ним в
коттедж, расположенный в горах Уэльса,
и там использовать отдых для создания новых песен. «Я подумал: написать
несколько калифорнийских, сан-францисских блюзов мы сможем находясь
лишь в совершенно особом месте», — говорил Плант. Led Zeppelin удалились на север Уэльса и поселились в уединённом коттедже Брон-эр-айр), где даже не было электричества.
Начавшаяся здесь (в мобильной студии Rolling Stones) работа над третьим
альбомом была продолжена в поместье Хедли Грэйндж и завершилась в
октябре 1970 года. ды Led Zeppelin III был во многом акустическим и по настроению пасторальным, но содержал мощный хард-роковый трек «Immigrant Song», а также блюз-роковую «Since I’ve Been Loving You». В числе лучших песен Пейдж отмечал также «That’s the Way»:
он считал, что именно в этой истории детской дружбы двух мальчиков (и
одновременно — аллегории первых впечатлений участников группы от
Америки) Плант впервые проявил себя выдающимся автором текстов.
В июле Led Zeppelin дали навсегда запомнившийся им концерт в Милане (на велотреке Вигорелли), где после столкновений толпы и полиции (использовавшей слезоточивый газ) вся их аппаратура оказалась разгромлена. После этого группа отправилась на гастроли в Японию (к этому времени «Immigrant Song» возглавила местный хит-парад), Канаду и США. 19 сентября, завершив американский тур концертом в Madison Square Garden, группа вернулась в Британию. Неделю спустя еженедельник Melody Maker
объявил Led Zeppelin победителями в категории «Лучшая группа мира» (где
до этого в течение шести лет первое место занимали The Beatles), Роберт Плант стал лучшим в категории «Вокалист года».
В октябре золотые диски участникам группы преподнёс секретарь
Государственного совета Энтони Грант, поблагодаривший музыкантов за
«Существенный вклад в оздоровление экспортного баланса страны».
Однако в ноябре 1970 года Atlantic Records преподнесла группе
неприятный сюрприз, выпустив без её согласия сингл «Immigrant Song»
(«Hey Hey What Can I Do» стала единственным в истории Led Zeppelin
b-сайдом).
По мере роста популярности группы вокруг неё продолжала сгущаться
атмосфера слухов и домыслов. В 1971 году Джимми Пейдж приобрел особняк
Болскин-хаус (англ. Boleskine House), где до 1913 года жил скандально знаменитый Алистер Кроули. К этому времени гитарист уже имел в Лондоне собственный книжный магазин, специализировавшийся на оккультной литературе, и владел второй в мире по значимости коллекцией публикаций Кроули. Существует мнение, что Пейдж был последователем и практиком техники, известной как Sex magick, и каким-то образом применял её в своей музыке.
Позже, когда участникам группы пришлось пережить ряд личных трагедий,
поползли слухи о том, что таким образом пострадавшим пришлось
расплачиваться с «тёмными силами» за некие мистические эксперименты
гитариста, позволявшего себе с этими силами заигрывать. |